УТВЕРЖДЕНО

приказ директора ЦЕНТРА

ГЕОФИЗИЧЕСКОГО     

МОНИТОРИНГА

НАН БЕЛАРУСИ

от 16.06.2022 № 40

ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЦЕНТР ГЕОФИЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ»

1.Общие положения

  1. Политика в области интеллектуальной собственности (далее – Политика) – документ, определяющий цели ЦЕНТРА ГЕОФИЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НАН БЕЛАРУСИ (далее – Центр) в области интеллектуальной собственности, устанавливающий базовые принципы распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в Центре. Политика является основой для регулирования общественных отношений в области создания и использования объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) и применяется в отношении всех ОИС, создаваемых в Центре.

2. Политика направленна на:

повышение эффективности управления интеллектуальной собственностью (далее – ИС), укрепление их репутации и финансового положения с учетом интересов лиц, занятых в процессе создания и использования ОИС в Центре;

получение возможностей и ресурсов для развития, включая новые стабильные источники дохода, не зависящие от бюджетного финансирования;

распространение и популяризацию знаний об ИС в Центре.

3. Для целей настоящей Политики используются следующие понятия и сокращения:

3.1. Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности (далее – РИД);

3.2. Интеллектуальная собственность (ОС) Центра – совокупность имущественных прав на ОИС, принадлежащих Центру.

3.3. Комиссия по ИС Центра – коллегиальный орган ответственный за принятие стратегических решений в области ИС Центра по формированию, осуществлению и развитию политики в области ИС и координирующий деятельность специалиста по ИС;

3.4. Коммерциализация ОИС – направленная на получение социальных и экономических выгод для Центра, деятельность по использованию ОИС для собственных нужд и введению в гражданский оборот имущественных прав на ОИС в Центре, а также продукции (товаров, работ, услуг), созданной с использованием ОИС (далее – продукция с использованием ОИС);

3.5. Лица, содействующие созданию и использованию ОИС – помощники, технические работники, консультанты, специалисты патентно-информационных, управленческих структурных подразделений, а также иные лица, которые содействуют Авторам в создании ОИС путем выполнения стандартных задач, следуя указаниям, и не могут признаваться Авторами, хотя без их практического вклада Коммерциализация ОИС была бы невозможна;

3.6. НИОКТР – научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

3.7. Мониторинг ОИС – деятельность по выявлению, инвентаризации, анализу ОИС, формированию и ведению Реестра ОИС в Центре;

3.8. Обладатель имущественных прав – Правообладатель, лицензиат по лицензионному договору, иное лицо, обладающее имущественным(ыми) правом(ами) на ОИС;

3.9. Объекты авторского права и смежных прав – РИД, включающие произведения науки, литературы и искусства, включая компьютерные программы и базы данных, исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания и иные объекты авторского права и смежных прав, предусмотренные законодательными актами;

3.10. Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) – РИД и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (далее – средства индивидуализации), которым предоставляется правовая охрана;

3.11. Объекты права промышленной собственности – РИД и средства индивидуализации, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, иные РИД и средства индивидуализации, названные законодательными актами объектами права промышленной собственности;

3.12. Специалист в области ИС – должностное лицо, обладающее правом принятия решений в области ИС в объеме, определяемом учредительными документами и локальными правовыми актами;

3.13. Правообладатель – лицо, обладающее исключительным правом на ОИС;

3.14. Приглашенный исследователь работник сторонней организации или физическое лицо, участвующее в научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности Центра на основании заключенного с Центром гражданско-правового договора;

3.15. Произведения науки – любые охраняемые авторским правом научные публикации или иные работы, включая монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, презентации, диссертации, конструкторскую документацию, сообщения в научных и научно-популярных журналах и иных источниках, относящиеся к научно-исследовательской, научно-технической и (или) инновационной деятельности Центра;

3.16. Работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с Центром на основании заключенного трудового договора;

3.17. Реестр ОИС – совокупность сведений об ОИС Центра (включая статус правовой охраны, объем имущественных прав, наличие договоров о передаче имущественных прав на ОИС, факт получения дохода от Коммерциализации ОИС, факт выплаты вознаграждения авторам), представленная в любой упорядоченной форме, в том числе в форме автоматизированной базы данных;

3.18. Руководитель (далее – директор) – директор Центра, действующий на основании Устава Центра, обладающий правом принятия любых решений в области ИС, в том числе отнесенных к компетенции иных должностных лиц Центра;

3.19. Служебный объект авторского права и смежных прав – произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), включая компьютерные программы и базы данных, исполнение, созданные автором (исполнителем) по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

3.20. Уведомление о создании РИД – документ установленной Центром формы, направляемый Автором в случае создания служебного объекта авторского права или служебного объекта смежных прав, или служебного объекта права промышленной собственности (далее – служебный ОИС);

3.21. Управление ИС – любая деятельность, направленная на получение экономических и социальных выгод, Авторами, Лицами, содействующими созданию и использованию ОИС Центра, в том числе деятельность по выбору модели и обеспечению правовой охраны ОИС, Мониторингу ОИС, бухгалтерскому учету (далее – учет), оценке стоимости, Коммерциализации ОИС, защите прав ОИС в Центре.

4.  Иные термины используются в настоящей Политике в значениях, определенных законодательством Республики Беларусь.

Цели и принципы Политики в области ИС Центра

5. К целям Политики в области ИС Центра относиться:

создание условий для соблюдения обязательных требований законодательства Республики Беларусь в области ИС;

создание системы ответственной Коммерциализации ОИС, содействующей эффективному использованию ИС Центра для получения социальных и экономических выгод;

достижение баланса интересов Авторов Центра, государственных заказчиков;

сохранение изначальной направленности деятельности Центра на распространение знаний и развитие науки на благо всего общества;

подготовка кадров в области ИС.

6. К принципам Политики в области ИС Центра относятся:

поощрение Авторов, Лиц, содействующих созданию и использованию ОИС стимулирование работников в целях создания востребованных обществом РИД;

достижение баланса интересов Центра и Авторов в вопросах распределения прав на ОИС, передача этих прав Авторам при неиспользовании (нецелесообразности использования) ОИС в Центре;

свобода выбора Центром форм правовой охраны РИД, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) условиями договоров Центра с третьими лицами;

личная ответственность Автора за неправомерное раскрытие сущности РИД в публикации, устной презентации или при любом ином публичном раскрытии информации;

содействие проведению научных исследований, направленных на удовлетворение запросов общества и государства и отвечающих приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь;

обязательность Политики в области ИС Центра для Работников, Приглашенных исследователей.

Субъекты Политики в области ИС Центра

7. Директор Центра добросовестно и разумно действует от имени и в интересах Центра, в частности:

утверждает Политику Центра, принимает окончательные решения в отношении толкования ее положений;

совершает от имени Центра сделки с имущественными правами на ОИС;

принимает окончательные решения по вопросам в области ИС, в том числе по жалобам на действия должностных лиц Центра и спорам в области ИС Центра, сторонами которых являются лица, для которых обязательны положения Политики в области ИС Центра, за исключением жалоб и споров, рассматриваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь иными органами и судами;

создает Комиссию по ИС, назначает ответственных за Управление ИС в Центре лиц;

издает (утверждает) локальные правовые акты Центра, в том числе в области ИС.

Директор Центра несет ответственность за реализацию Политики в области ИС.

8. Специалист в области ИС обеспечивает:

осуществление в Центре мероприятий по Управлению ИС;

формирование и ведение Реестра ОИС;

оформление прав на ОИС в Центре;

коммерциализацию ОИС в Центре;

принятие решения по Управлению ИС и иных решений в области ИС в соответствии с компетенцией, в том числе, отнесенных к компетенции иных должностных лиц, кроме директора Центра. Решения Специалиста в области ИС не должны противоречить решениям директора Центра;

толкование положений Политики в области ИС, иных локальных правовых актов Центра в области ИС;

принятие решения о возможности не применять положения Политики в области ИС Центра в отношении конкретных ОИС. Такие решения могут быть обжалованы директору Центра;

разрешение споров в области ИС Центра, сторонами которых являются лица, для которых обязательны положения данной Политики, за исключением жалоб и споров, рассматриваемых в соответствии с законодательством иными органами и судами;

принятие и рассмотрение Уведомлений о создании РИД;

анализ РИД, создаваемых в Центре с целью выявления охраноспособных и коммерчески значимых РИД;

организацию, управление и контроль процедуры выдачи охранных документов;

информирование финансовой и планово-экономической служб Центра и предоставление необходимых документов для учета имущественных прав на ОИС в Центре в качестве НМА, осуществления оценки стоимости ОИС;

взаимодействие с финансовой, юридической и иными службами Центра в связи с Управлением ИС Центра, в том числе в части инвентаризации ОИС;

оценку стоимости ОИС;

согласование относящихся к ИС условий трудовых и гражданско-правовых договоров, заключаемых Центром;

выполнение иных функций в соответствии с компетенцией.

Специалист в области ИС несет ответственность за эффективное Управление ИС Центра.

9. Бухгалтерия Центра:

организовывает работу по сбору и распределению вознаграждения (лицензионных платежей);

распределяет доход от Коммерциализации ОИС;

выполняет принятия к учету и снятия с учета имущественных прав на ОИС в качестве НМА;

выполняет иные функции в соответствии с компетенцией.

10. Юридическая служба (юрисконсульт) обеспечивает:

выявление нарушений имущественных прав Центра;

ведение претензионной и исковой работы;

выбор оптимальной формы правовой охраны ОИС;

иные функции в соответствии с компетенцией.

11. По решению директора Центра инвентаризация, Коммерциализация ОИС, учет, оценка стоимости ОИС, оформление прав на объекты права промышленной собственности, защита прав на ОИС, а также иные функции по Управлению ИС Центра могут осуществляться другими структурными подразделениями на основе гражданско-правовых договоров.

12. В случае необходимости в Центре создается Комиссия по ИС для принятия стратегических решений в отношении ИС, в том числе:

о значимости (потенциале) ОИС с точки зрения возможностей его коммерциализации;

о целесообразности правовой охраны потенциальных объектов права промышленной собственности;

о выборе формы и территории правовой охраны ОИС;

о целесообразности учета имущественных прав на ОИС на балансе Центра в качестве нематериального актива (далее – НМА);

об определении срока полезного использования объекта НМА;

об осуществлении оценки стоимости ОИС;

об утверждении отчетов об оценке стоимости ОИС.

12.1. Порядок образования и деятельности Комиссии по ИС определяется в локальном правовом акте Центра.

12.2. Комиссия создается и утверждается приказом директора Центра в количестве не менее 5 членов. Председателем Комиссии по ИС является директор Центра, секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.

12.3. Состав комиссии формируется из числа работников Центра. В состав могут входить Специалист в области ИС, руководители структурных подразделений Центра, в которых создан РИД, специалисты юридической, финансовой службы, иные работники Центра.

12.4. В составе Комиссии по ИС при решении определенных вопросов могут участвовать заинтересованные Авторы, руководители научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических (опытно-технологических) работ (далее – НИОКР), приглашенные специалисты, иные лица.

13. Работники Центра:

обеспечивают выполнение требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, соответствующей Политикой в области ИС и иными локальными правовыми актами Центра, решениями директора Центра, а также руководствуются условиями трудовых и гражданско-правовых договоров Центра с Работником;

содействуют директору Центра, Комиссии по ИС, Специалисту в области ИС;

направляют на имя Специалиста в области ИС Уведомление о создании РИД;

участвуют совместно со Специалистом в области ИС в оформлении прав на созданный РИД;

обеспечивают конфиденциальность сведений о РИД в случаях, предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми и гражданско-правовыми договорами Центра с Работниками или третьими лицами, решениями руководства Центра;

принимают меры к минимизации конфликтов интересов в области ИС Центра;

соблюдают права третьих лиц на ОИС, а в случае установления фактов нарушения таких прав, устраняют последствия таких нарушений, если такая обязанность возложена на Работника законодательством или решением суда;

совершают иные действия по обеспечению правовой охраны ОИС в Центре, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, Политикой в области ИС Центра, иными локальными правовыми актами, решениями директора Центра, а также трудовыми и гражданско-правовыми договорами Центра с Работником.

14. Приглашенные исследователи обеспечивают выполнение требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также гражданско-правовыми договорами Центра, касающиеся их участия в научных исследованиях. В договорах может предусматриваться требование о соблюдении положений соответствующей Политики в области ИС Центра, а также локальных правовых актов. В таком случае Приглашенные исследователи выполняют функции Работника Центра согласно действующей Политике в области ИС.

15. Договорами между Центром и третьими лицами могут предусматриваться иные условия о правах и обязанностях сторон в отношении создаваемых РИД, об обеспечении их правовой охраны, а также о распределении прав на них, доходов от Коммерциализации ОИС.

 Объекты ИС Центра, права на них

16. Результат интеллектуальной деятельности, полученный Автором (Авторами) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания Центра, является служебным РИД;

17. Центру принадлежат исключительные права на ИС и право собственности в отношении служебных РИД, созданные Авторами по заданию руководителя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Исключительное право на служебный ОИС может принадлежать Автору, если это прямо предусмотрено трудовым или гражданско-правовым договором Центра с Автором, а также в иных случаях, определенных законодательством Республики Беларусь.

При необходимости Центр вправе оформить совместное с Автором обладание исключительным правом на служебный ОИС.

18. Работники Центра не вправе от своего имени заключать сделки по распоряжению ОИС, исключительное право на которые принадлежит
Центру.

19. Авторское право на служебные РИД принадлежит его Автору с учетом, что исключительное право на служебные РИД с момента его создания переходит к Центру, если иное не предусмотрено договором между Центром и Автором (ст. 17 Закона об авторском праве). Центр, обладающий исключительным правом на служебные РИД, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации его к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия Автора служебного РИД, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и Автором. При этом наниматель обязан указать в РИД об осуществленной им адаптации (п. 1, ч. 1 п. 2, п. 6 ст. 17 Закона об авторском праве).

Личные неимущественные права на ОИС принадлежат Авторам. Личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы.

20. Работник Центра должен уведомить Специалиста по ИС о факте создания РИД в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания, в отношении которого возможна правовая охрана (форма Уведомления – Приложение к Политике в области ИС Центра). Если служебный РИД создан совместным творческим трудом нескольких Авторов, в Уведомлении должен быть указан вклад каждого из них.

21. Права на научные публикации, включая статьи, монографии, создаваемые работниками Центра, а также лицами, выполняющими работы по заданию Центра на основе гражданско-правовых договоров, принадлежат авторам публикаций, если в договоре не указано иное. Передача исключительных прав на объекты авторского права осуществляется на основе лицензионного договора.

23. Договоры с Работниками, и Приглашенными исследователями могут содержать иные положения, определяющие принадлежность имущественных прав на создаваемые в Центре ОИС.

При передаче имущественных прав Работникам и Приглашенным исследователям необходимо определить условия использования ОИС.

24. В целях продвижения за рубежом продукции с использованием ОИС возможно совместное с иностранными физическими и юридическими лицами обладание имущественными правами на ОИС.

24. Принадлежность исключительных прав на создаваемые в Центре ОИС может определяться в зависимости от вида ОИС и (или) его Автора. Исключительные права на ОИС, значимые с точки зрения возможностей их коммерциализации, целесообразно закреплять за Центром. Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав могут принадлежать Центру и (или) Авторам, Приглашенным исследователям в силу служебного характера таких объектов или в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров.

25. Центр определяет принципы распределения прав на ОИС, полученные при выполнении НИОКТР по заказу сторонних организаций. Такое распределение отражается в договорах на выполнение НИОКТР.

Если иное не предусмотрено договором на выполнение НИОКТР, права на результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в рамках предмета договора принадлежат заказчику, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.

Рекомендуется конкретизировать в договоре на выполнение НИОКТР, что является собственными нуждами исполнителя, учитывая при этом требования законодательства Республики Беларусь.

 Учет и оценка стоимости ОИС Центра

26. Для обеспечения учета имущественных прав на ОИС бухгалтерией Центра ведется учет НМА. В рамках Мониторинга ОИС может включать в Реестр ОИС Центра сведения о НМА, о результатах научно-технической деятельности, подлежащих обязательной коммерциализации, и другие сведения об ОИС Центра.

27. Принятие к учету имущественных прав на ОИС в качестве НМА, проведение оценки стоимости ОИС осуществляется в соответствии с законодательством.

28. Центр разрабатывает локальные правовые акты, регламентирующие как общий порядок принятия к учету имущественных прав на ОИС в качестве НМА, так и на отдельные ОИС, которые включены в Реестр ОИС Центра. В указанных актах при необходимости рекомендуется отражать специфику деятельности Центра, условия признания имущественных прав на ОИС НМА.

Необходимо определить, приведут ли дальнейшие НИОКТР к созданию результата, способного приносить доход от реализации продукции с использованием ОИС по лицензионным договорам. В случае, если цепочка работ приведет к созданию результата, по которому может быть получен доход Центр принимает к учету результаты всех работ, но не в качестве НМА, а в качестве вложений в долгосрочные активы; объект НМА появляется только при получении конечного результата. Если цепочка работ не приводит к такому результату, то НМА не формируется.

29. Центр, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, самостоятельно определяет необходимость:

подтверждения стоимости имущественных прав на ОИС, Правообладателями которых они являются, а также стоимости имущественных прав по лицензионным и иным договорам;

привлечения исполнителей для выполнения независимой или внутренней оценки стоимости ОИС.

30. Расходы, связанные с оценкой стоимости ОИС, определяются в соответствии с законодательством и с учетом положений методических документов по вопросам оценки стоимости ОИС.

31. Бухгалтерия может вести раздельный учет доходов и расходов по каждому ОИС в целях определения суммы дохода от Коммерциализации ОИС, подлежащего распределению.

 Коммерциализация ОИС Центра

32. Успешная Коммерциализация ОИС включает в себя как экономический, так и социальный эффект.

33. Коммерциализация ОИС Центра возможна при соблюдении следующих условий:

Центр является обладателем имущественных прав на ОИС;

законодательство не содержит запрета на введение ОИС в гражданский оборот в той или иной форме;

коммерциализация ОИС не повлечет нарушения прав на ОИС третьих лиц.

34. Коммерциализация ОИС возможна собственными силами Центра если есть наличие квалифицированного персонала, а также экономическая и социальная целесообразность. Вовлечение третьих лиц в процесс Коммерциализации ОИС может быть обусловлено тем, что Центр не является единственным Обладателем имущественных прав на ОИС, либо у Центра отсутствуют возможности для организации производства, недостаточно мощности собственного производства для эффективной Коммерциализации ОИС.

35. Коммерциализация ОИС осуществляется различными способами с учетом особенностей вида ОИС, специфики его использования, требований законодательства Республики Беларусь. Наиболее востребованными способами Коммерциализации ОИС являются:

использование ОИС для собственных нужд;

предоставление права использования ОИС по лицензионному договору;

заключение договора уступки исключительного права на ОИС;

внесение имущественных прав на ОИС в качестве не денежного вклада в уставный фонд юридического лица.

Возможны иные способы Коммерциализации ОИС, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Центр может определять приоритетные способы Коммерциализации ОИС.

36. Для эффективной Коммерциализации ОИС осуществляется предварительная оценка способности ОИС к Коммерциализации ОИС, целесообразности такой Коммерциализации ОИС, стратегии введения ОИС в гражданский оборот. После получения результата такой оценки может быть выявлена необходимость изменения формы правовой охраны ОИС.

37. В целях содействия Коммерциализации ОИС целесообразно осуществлять маркетинг ОИС, включающий:

регулярный мониторинг потребностей рынка;

исследование рынка технологий;

рекламную политику в отношении ОИС;

выявление лиц, заинтересованных в приобретении прав на ОИС или в использовании ОИС;

заключение договоров;

активное использование Интернет-ресурсов для продвижения товаров, в которых применен ОИС;

поиск юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в целях производства продукции с использованием ОИС;

поиск потенциальных потребителей;

размещение коммерческих предложений по передаче имущественных прав на ОИС.

38. Передача имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет государственных средств, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

39. В случае совместного с третьими лицами обладания имущественными правами на ОИС Центр разрабатывает систему распределения дохода от Коммерциализации ОИС с учетом положений законодательства Республики Беларусь и учредительного документа. При этом в локальном правовом акте Центра определяются принципы и порядок распределения дохода от Коммерциализации ОИС.

40. Если Правообладателями являются не только Центр, доход от Коммерциализации ОИС распределяется между Центром и Правообладателями-третьими лицами на условиях, предусмотренных договором между ними. Такое распределение может осуществляться согласно процентным долям, соразмерным участию Центра и Правообладателей-третьих лиц или в равных долях.

41. Если Центр является единственным Правообладателем на ОИС, то часть дохода от Коммерциализации ОИС может направляться на выплату вознаграждения за использование ОИС Авторам и Лицам, содействующим использованию ОИС.

42. Центр может предусмотреть в локальном правовом акте удержание части дохода от Коммерциализации ОИС на административные, исследовательские и иные цели.

43. Доход от Коммерциализации ОИС может определяться как выручка, полученная Центром при осуществлении имущественных прав на ОИС, от реализации продукции с использованием ОИС, за вычетом налога на добавленную стоимость, иных налогов.

44. При расчете дохода от Коммерциализации ОИС следует учитывать определенные расходы Центра. К расходам могут, в частности, относиться:

расходы по уплате пошлин (патентных, государственных);

расходы по оплате услуг третьих лиц (патентных поверенных, организаций, предоставляющие юридические услуги и др.), связанных с подготовкой проектов договоров, их переводом и регистрацией, получением консультаций по вопросам использования ОИС и защиты имущественных прав на ОИС;

расходы в связи с внесудебной и судебной защитой нарушенных прав на ОИС;

расходы, связанные с маркетингом ОИС и рекламной компанией, производством и транспортировкой товаров с использованием ОИС.

45. В случае совместного с третьими лицами обладания имущественными правами на ОИС расходы на правовую охрану и поддержание в силе прав на ОИС распределяются между Центром и Правообладателями-третьими лицами на условиях, предусмотренных договором между ними.

46. Распределение дохода от Коммерциализации ОИС по мере его поступления в приемлемые для них сроки в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не реже одного раза в год.

Стимулирование

47. Управление ИС предполагает использование материальных и (или) нематериальных способов стимулирования Авторов, Лиц, содействующих созданию и использованию ОИС, а также иных субъектов Политики в области ИС Центра (далее – способы стимулирования) в целях эффективной реализации такой политики.

48. Центр вправе использовать материальные и нематериальные способы стимулирования в любых сочетаниях с учетом имеющихся у ресурсов и требований законодательства Республики Беларусь в сфере ИС.

49. Центр применяет подходы к материальному стимулированию создания и использования ОИС с учетом требований законодательства Республики Беларусь.

50. При выборе материальных способов стимулирования Центр обязан учитывать существование системы государственного стимулирования создания и использования ОИС в части:

выплаты вознаграждения или компенсации Авторам ОИС, а также Лицам, содействующим созданию и использованию объектов права промышленной собственности;

размеров таких выплат, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

51. В качестве материального способа стимулирования разработки ОИС, значимых с точки зрения возможностей их коммерциализации, а также творческой активности при создании РИД, востребованных научным сообществом и обществом (в частности, монографий, публикаций в журналах, индексируемых в международных базах данных научного цитирования, публикаций в изданиях Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь) Центр применяет систему стимулирующих выплат, предусмотренную законодательством.

52. Вознаграждение за использование служебных объектов авторского права и смежных прав выплачивается Авторам только на основании договора между Центром и Работником.

Вознаграждение за создание и использование служебного объекта права промышленной собственности выплачивается Авторам и Лицам, содействующим созданию и использованию объектов права промышленной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на основании договора с Центром.

53. Конкретный размер вознаграждения определяется договором между Центром и Авторами, Лицами, содействующими созданию и использованию ОИС, и не может быть ниже установленных законодательством Республики Беларусь минимальных размеров.

53. Основой методики определения сумм вознаграждения за использование ОИС Авторам и Лицам, содействующим созданию и использованию ОИС, являются разные экономические величины:

прибыль от использования ОИС;

базовая величина, установленная законодательством;

другие экономические показатели.

55. Расчет вознаграждения осуществляет бухгалтерия Центра. Основанием для расчета служит докладная записка руководителя НИОКТР, руководителя структурного подразделения, где создан ОИС, о необходимости выполнения таких расчетов с приложением документа, обосновывающего участие каждого Работника в создании и использовании ОИС.

56. При применении нематериального способа стимулирования Работников, являющихся Авторами, Лицами, содействующими созданию и использованию ОИС Центра, предоставляются возможности профессионального развития, направление на конференции, семинары, симпозиумы, в том числе международные, участие в программах обмена, награды.

Защита прав на ИС Центра. Разрешение споров

57. В целях обеспечения защиты прав на ОИС, создаваемые в Центре, специалист по ИС и юридическая служба осуществляют во взаимодействии, в частности:

мониторинг и анализ возможных нарушений исключительных прав на ОИС в Центре, а также незаконного использования сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау);

инициирование досудебных, судебных и внесудебных процедур по защите нарушенных прав Центра на ОИС;

организацию возмещения убытков либо выплаты компенсации, причитающихся Центру при нарушении прав на ОИС.

58. В случае выявленного нарушения исключительных прав Центра на ОИС Специалисту по ИС во взаимодействии с юридической службой рекомендуется оценивать целесообразность замены применения норм об ответственности заключением лицензионных договоров с нарушителями.

59. Работники Центра и приглашенные исследователи не должны заключать с третьими лицами договоры, в том числе договоры на выполнение НИР (НИОКТР), содержащие положения, противоречащие положениям Политики Центра;

60. При выполнении своих трудовых обязанностей Работники обязаны содействовать защите нарушенных прав на ОИС Центра.

61. Решение Специалиста в области ИС по спору в области ИС Центра, сторонами которого являются лица, для которых обязательны положения Политики в области ИС, может быть обжаловано Руководителю Центра.

62. Споры об установлении авторства, о признании ОИС служебным, об установлении Правообладателя, о выплате вознаграждения, об исполнении условий договоров, о защите нарушенных прав и другие споры об ИС, если они не урегулированы в досудебном порядке, передаются на рассмотрение суда для принятия по ним окончательного решения. Гражданские дела по таким спорам рассматриваются судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

63. Споры по вопросам охраноспособности объектов права промышленной собственности рассматриваются в досудебном порядке Апелляционным советом при патентном органе, а в случаях, определенных законодательными актами судом. Решение Апелляционного совета при патентном органе может быть обжаловано в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Реализация политики в области ИС Центра на локальном уровне

64. Политика в области ИС Центра — это документ или совокупность документов стратегического характера, определяющие цели и задачи в области ИС, устанавливающие базовые принципы распределения прав на ОИС, создающиеся в Центре, и Управления ИС, и применяемые в отношении всех ОИС, создаваемых в Центре.

65. В целях реализации Политики в области ИС Центра, в том числе для определения внутренних процедур, утверждения необходимых форм документов, а также для установления допустимых законодательством исключений из общих правил, определенных диспозитивными нормами законодательства, в Центре могут приниматься иные локальные правовые акты, регламентирующие отношения в области ИС. Локальные правовые акты, регламентирующие отношения в области ИС, должны соответствовать политике в области ИС Центра.

66. Вопросы, по которым могут приниматься локальные правовые акты Центра для обеспечения реализации соответствующей политики в области ИС:

о Комиссии по ИС – определяет компетенцию, порядок формирования, регламент деятельности такой комиссии, порядок принятия и обжалования ее решений;

о служебных ОИС – определяет внутренний порядок оформления и передачи имущественных прав на служебные ОИС, порядок взаимодействия с Авторами, необходимые формы Уведомлений о создании РИД и извещений Авторов служебных ОИС о принятых решениях в отношении ОИС, примерные формы договоров с Авторами служебных ОИС;

о стимулировании создания и использования ОИС – определяет виды стимулирования, основания и порядок их применения, в том числе регулирует вопросы выплаты вознаграждения за создание и использование ОИС;

о распределении доходов от Коммерциализации ОИС – определяет принципы и порядок распределения средств, получаемых от Коммерциализации ОИС, между различными участниками правовых отношений, связанных с такой Коммерциализацией;

о Реестре ОИС – определяет порядок формирования и ведения Реестра ОИС в Центре, в том числе вопросы формы ведения и финансирования Реестра ОИС, доступа к Реестру ОИС, ответственности за предоставление недостоверной информации;

о комиссии по инвентаризации, оценке, бухгалтерскому учету и амортизации НМА – определяет компетенцию, порядок формирования и регламент деятельности такой комиссии. В случае отсутствия такой комиссии, такие функции выполняет Комиссия по ИС;

о коммерческой тайне – определяет порядок организации работы в Центре с коммерческой тайной;

об утверждении примерных форм договоров.

67. В договорах с Работниками, Приглашенными исследователями целесообразно закреплять положения, касающиеся реализации установленных в Политике в области ИС, принципов распределения прав на ОИС, которые создаются в Центре.

68. При разработке Политики в области ИС, оценивается финансовое обеспечение системы Управления ИС Центра, руководствуясь следующими принципами:

выделение при планировании бюджета расходов на финансирование мероприятий по:

— проведению патентных исследований, включая построение патентных ландшафтов, их мониторинг и анализ;

— выявлению новых перспективных направлений научных исследований;

— обеспечению и поддержанию правовой охраны ОИС, Коммерциализации ОИС, в том числе маркетингу ОИС, оценки стоимости ОИС;

— стимулированию творческой и изобретательской активности Работников;

— созданию и поддержанию материально-технической и информационной базы, необходимой для функционирования системы Управления ИС Центра;

— защите прав на ИС Центра;

— использование различных источников финансирования;

— внутренних (собственные средства) и внешних (государственный бюджет (средства, предусмотренные заданиями государственных программ научных исследований;

— средства, предусмотренные договорами в рамках соответствующих программ, включая межгосударственные (государственные программы, государственные научно-технические программы и др.);

— гранты;

— средства инновационных фондов;

— средства иных организаций, в том числе международных;

— заемные средства;

— определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей Управления ИС;

— планирование затрат, связанных с Управлением ИС, и их учет при определении цены договоров на выполнение НИОКТР.

Заключительные и переходные положения

69. В Политике в области ИС Центра установлена периодичность ее пересмотра раз в один-три года.

Политика может быть изменена в порядке, в котором она принималась.

70. Лицо, на которое распространяется действие соответствующей Политики в области ИС Центра, может внести на рассмотрение Руководителя Центра предложение о необходимости такого пересмотра.

Специалист в области ИС на постоянной основе анализирует практику применения соответствующей Политики в области ИС Центра и вправе инициировать такой пересмотр.

71. В части, не предусмотренной настоящей Политикой, стороны руководствуются законодательством Республики Беларусь.

72. В случае внесения изменений в утвержденную Политику Центра, применяются следующие переходные положения:

— отношения, возникшие с даты вступления в силу изменений, регулируются Политикой в области ИС Центра с изменениями;

— отношения, возникшие до даты вступления в силу изменений, регулируются Политикой в области ИС Центра, действующей до внесения изменений. При этом положения Политики в области ИС (с изменениями) применяются к ОИС, в отношении которых Коммерциализация ОИС состоялась после даты вступления в силу изменений вне зависимости от того, когда произошло раскрытие информации, относящейся к ОИС.

73. В целях доведения Политики в области ИС до сведения всех заинтересованных субъектов Центр вправе разместить на Интернет-сайте Центра в глобальной компьютерной сети Интернет.

74. Настоящая Политика вступает в силу с момента ввода ее в действие приказом Директора Центра.

Приложение

Директору ЦЕНТРА

ГЕОФИЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

НАН БЕЛАРУСИ

Г.А.Аронову

УВЕДОМЛЕНИЕ

о создании результата интеллектуальной деятельности (РИД)

 

  1. Сообщаю Вам, что в рамках (указать наименование и номер (шифр) проекта, программы или задания НИР, другое)

_____________________________________________________________________

за 20___г. разработан (создан) (указать наименование РИД, перечислить авторов)

_____________________________________________________________________

  1. РИД может быть (выбрать и обосновать необходимое)

объект лицензионных соглашений, договоров об уступке прав на объекты ИС;

основой соглашений о научно-техническом сотрудничестве и иных договоров;

иное (указать).

Приложение: Описание РИД на ___л.

Научный сотрудник            подпись                            ФИО